Физическое и духовное здоровье населения – это основа эффективного развития государства. В начале 70 годов прошлого века русский физиолог А.А. Сметанкин начал исследования в области биологической обратной связи (БОС) и физиологии человека. В результате 30 лет научной работы, поисков и открытий ученым и его коллегами была создана технология БОС, суть которой - обучение человека навыкам сознательного управления своим здоровьем. Уже 15 лет она успешно применяется в медицине. С ее помощью десятки тысяч людей избавились от всевозможных болезней. Умению быть здоровым надо учить, причем начинать эту учебу надо с детства и чем раньше, тем лучше. Сегодня стало возможным при помощи революционной технологии биологической обратной связи – технологии сознательного управления механизмами функционирования организма – резко улучшить здоровье детей. Биологическая обратная связь позволяет увидеть и услышать работу органов и систем ребенка, и обучить его организм совершенной работе, открывает человеку возможности самостоятельно исправлять функциональные нарушения систем и органов (восстановительное лечение) и повышать адаптационные возможности своего организма (оздоровление). Метод БОС безопасен и не имеет абсолютных противопоказаний. Администрация дошкольного учреждения совместно с творческой группой изучили опыт использования здоровьесберегающей БОС - технологии в школьно-дошкольных учреждениях. Благодаря финансовой поддержке администрации города Нижневартовска стала возможной идея внедрения данной технологии в нашем дошкольном учреждении.
В 2007 году свидетельства об окончании курсов Петербургского института биологической обратной связи получили два специалиста ДОУ. С этого момента началось активное использование БОС – технологий. Теоретические занятия подкреплены наглядным материалами: мультимедийными презентациями, слайдами, учебными видеофильмами, а также конспектами для педагогов, «Учебником Здоровья» для дошкольников. Практические занятия проходят в специально оборудованном кабинете, оснащенном аппаратно-программным оборудованием БОС. В конце каждого занятия исходный уровень здоровья воспитанников и динамика его изменения отражается в индивидуальном отчете (паспорте здоровья). Из индивидуальных отчетов формируется групповой отчет (журнал здоровья), отражающий уровень здоровья группы, детского сада. Составной журнала здоровья является Карта Здоровья- итоговые показатели уровня здоровья. Дети в нашем дошкольном учреждении на уроках БОС - Здоровья обучаются гармоничной работе своей дыхательной и сердечной системы, безусильному зрению- т.е. тем навыкам, которые необходимы человеку для здоровой полноценной жизни. На таких занятиях мы формируем у детей понимание здоровья как высшей ценности, являющейся базисом жизненного успеха. Новизна этих технологий состоит в том, что у нас появилась возможность компьютерной оценки индивидуального и группового здоровья воспитанников после каждого занятия БОС. Как следствие результатом применения этих революционных технологий стали следующие показатели: - выросла стрессоустойчивость воспитанников; - снизился уровень заболеваемости гриппом и ОРВИ (индекс здоровья по саду превысил общегородской и составил 67,3); - улучшилось поведение воспитанников (по данным психологического мониторинга наблюдается положительная динамика даже у детей с девиантным поведением); - повысилось качество усвоения программного материала (92% детей имеют актуальный и высокий уровень усвоения программы); - у 80% воспитанников сформировано ценностное отношение к собственному здоровью.
В современном динамичном мире состояние зрения, нагрузка на глаза и связанные ними общее самочувствие и работоспособность стали одной из актуальнейших тем. Ни один другой орган не испытывает такую нагрузку, как глаза. Перенапряжение глаз сказывается на физическом и интеллектуальном состоянии ребенка. Дети, посещающие наше дошкольное учреждение, имеют различные зрительные диагнозы – гиперметропию, миопию, астигматизм, амблиопию, косоглазие и нистагм. Существующие методы лечения функциональных зрительных расстройств широко известны и подробно представлены в специальной литературе, однако проблема эффективной коррекции данной патологии остается весьма актуальной. Это обусловлено, с одной стороны, возрастанием офтальмопатологии у детей и подростков, а с другой – отсутствием необходимого уровня мотивации у пациентов при применении традиционных методик ее лечения. Двухмониторная система ЭЭГ-БОС позволяет вырабатывать навык безусильного зрения у воспитанников, тренирует их зрительные центры. Во время сеанса ребенок располагается в удобном, релаксационном кресле перед экраном монитора в умеренно освещенном и изолированном от шума помещении. При просмотре видеосюжета интенсивность яркости изображения на экране плавно и скачкообразно меняется по цепи обратной связи в зависимости от правильности выполнения ребенком лечебной задачи. Стремясь непрерывно смотреть интересный фильм, ребенок самостоятельно находит путь такого изменения уровня альфа-активности, при котором экран остается максимальной яркости. Во время лечения ребенок вырабатывает навык наиболее оптимального зрения, позволяющего снять зрительное утомление, повысить остроту зрения, научиться концентрировать зрительное внимание, тем самым, обеспечивая высокую эффективность лечения различных форм зрительной патологии. Мы убеждены, что технология БОС наилучшим образом подходит для массового оздоровления детей. Но эта работа не должна быть одномоментной кампанией, она должна реализовываться в преемственности соответствующих программ, которые должны внедряться и в школе.
График работы медицинского кабинета:
ежедневно с 7:00 до 19:00
телефон 45 30 95
Часы приема специалистов:
Педагог-психолог |
Среда с 16:00 до 18:00 |
Музыкальный руководитель |
Вторник с 16:00 до 18:00 |
Инструктор по физической культуре |
Четверг с 16:00 до 18:00 |
Инструктор по физической культуре (плавание) |
Четверг с 16:00 до 18:00 |
Учитель-логопед |
Вторник с 16:00 до 18:00 |
Учитель-дефектолог |
Среда с 16:00 до 18:00 |
Врач-офтальмолог |
Вторник/Четверг с 16:00 до 18:00 |